Статья посвящена исследованию акустических и упругих свойств автомобильной и железнодорожной пружин, изготовленных соответственно способом холодным навивки и методом высокотемпературной механической обработки. Для оценки неравномерности акустических свойств использован эхометод многократных отражений, основанный на измерении скоростей продольных и поперечных волн, распространяющихся по диаметру навитого прутка пружины. Специально разработанные проходные электромагнитно-акустические преобразователи поперечных волн осевой поляризации и преобразователи продольных волн на основе гибкой пьезопленки поливинилидентфторида обеспечивают многократное переотражение объемных волн по сечению навитого витка пружины. По результатам измерений скоростей волн рассчитаны модуль упругости, модуль сдвига и коэффициент Пуассона. Установлено, что имеют место различия в неравномерности акустических и упругих свойств по длине навитого прутка автомобильной и железнодорожной пружин. Наблюдается линейное изменение акустических и упругих свойств по длине навитого витка для железнодорожной пружины (от одного торца к другому), обусловленное технологией высокотемпературной механической обработки. Для бочкообразной автомобильной пружины имеет место нелинейное изменение по длине навитого прутка, коррелирующее с диаметром навивки и формированием остаточных напряжений.
Отклонение от номинальных значений толщины стенки трубы как на этапе их изготовления, так и в процессе эксплуатации — критический фактор, влияющий на долговечность оборудования. В работе предложена модель процесса распространения акустической волны по сечению трубы с эксцентриситетом, на основании которой теоретически обоснована методика интегральной оценки неравномерности толщины стенки труб малого диаметра. Методика реализована с использованием специализированного гибкого пьезопреобразователя на основе поливинидиденфторида на нескольких образцах бесшовных труб различной толщины и подтверждена результатами локальной ультразвуковой толщинометрии.
Исследованы образцы пруткового проката в виде цилиндров из стали З8ХГМ и 05Х16 с реальными внутренними дефектами. Для измерений использована экспериментальная установка со специализированным проходным ЭМА-преобразователем поперечных волн осевой поляризации с рабочей частотой 2,5 МГц, а также ультразвуковой дефектоскоп DIO-1000 РА с пьезопреобразователем продольных волн на основе гибкой пьезоплепки ПВДФ, устанавливаемый через контактную жидкость по периметру образца, с рабочей частотой 10 МГц. Анализировано вероятностью-статистические характеристики серии импульсов многократных отражений. Их анализ показывает, что параметр коэффициента выявляемости является наиболее устойчивым с точки зрения нахождения дефекта с помощью объемных волн.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation