Стали специальных марок, таких как ЧС-68 и 12Х18Н10Т, применяются в атомной энергетике, космической отрасли, медицине и других важных областях технической сферы и при эксплуатации подвергаются различным видам разрушающего воздействия, в том числе радиационной нагрузке. В данной работе представлены результаты исследования влияния высокоэнергетического электронного излучения на акустические свойства аустенитной нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т. Экспериментально установлено, что после воздействия электронов с энергией 10 МэВ происходит изменение таких параметров, как коэффициент затухания ультразвука и скорость распространения поперечных волн и волн Рэлея. Эти изменения обусловлены дефектообразованием и структурными модификациями материала, вызванными радиационным воздействием. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости учета изменений акустических свойств сталей при оценке их работоспособности в условиях радиационного воздействия.
Статья посвящена исследованию акустических и упругих свойств автомобильной и железнодорожной пружин, изготовленных соответственно способом холодным навивки и методом высокотемпературной механической обработки. Для оценки неравномерности акустических свойств использован эхометод многократных отражений, основанный на измерении скоростей продольных и поперечных волн, распространяющихся по диаметру навитого прутка пружины. Специально разработанные проходные электромагнитно-акустические преобразователи поперечных волн осевой поляризации и преобразователи продольных волн на основе гибкой пьезопленки поливинилидентфторида обеспечивают многократное переотражение объемных волн по сечению навитого витка пружины. По результатам измерений скоростей волн рассчитаны модуль упругости, модуль сдвига и коэффициент Пуассона. Установлено, что имеют место различия в неравномерности акустических и упругих свойств по длине навитого прутка автомобильной и железнодорожной пружин. Наблюдается линейное изменение акустических и упругих свойств по длине навитого витка для железнодорожной пружины (от одного торца к другому), обусловленное технологией высокотемпературной механической обработки. Для бочкообразной автомобильной пружины имеет место нелинейное изменение по длине навитого прутка, коррелирующее с диаметром навивки и формированием остаточных напряжений.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation